Самые комментируемые за месяц

Пять сотен агитматериалов без армии дизайнеров за три недели

11 декабря 2017, 15:11

О кампании

Летом 2017-го работал в кампании по выдвижению демократов в муниципальные депутаты в Москве. Создали и поддерживали удобный сайт для кандидатов, который помогал политическим новичкам преодолеть страх перед бюрократией и вести свою кампанию по всем правилам. Штаб координировал порядка тысячи кандидатов. 266 из них стали депутатами. Подробнее в большом интервью Максима Каца на Виладже. Или у него в блоге.

Описание задачи

В один прекрасный момент пришла пора агитировать. Наши кандидаты были в каждом районе Москвы, а их 125. В каждом районе по несколько округов. Всего было 295 округов, где были наши кандидаты. Один округ равно одна команда. Так вот, для каждой команды нужно было сделать большую листовку, газету, открытку и плакатик в подъезд. Ну не для каждой, а только тем, кто изъявил такое желание и собрал деньги на печать. Итого получилось столько агиток:

Конечно, кандидаты сами могли дизайнить себе агитки, но получалось не очень-то хорошо. «Лучшие» макеты вешали над моей головой:

Технологичное решение

Работало это так:

  1. Кандидаты в личном кабинете пишут контент и загружают фотки, глядя на превью макета.
  2. Кандидаты собирают деньги на печать. Это отдельная большая тема, её я касаться не буду.
  3. Корректор в админке правит тексты кандидатов.
  4. Когда есть весь контент, деньги на печать и выходные данные от типографии, бот в Телеграме говорит дизайнеру, что можно начинать делать макет.
  5. Дизайнер из специальной таблицы выгружает архив с фотками и XML-файлом.
  6. Импортирует в заготовленные шаблоны в Индизайне.
  7. Загружает макет в PDF в специальную папку на Гугл Драйве.
  8. Бот бегает по папке, ищет новые макеты и уведомляет об этом корректора. Корректор присылает правки в Телеграм дизайнерам.
  9. Дизайнер вносит правки, перезаливает макет на то же место.
  10. Корректор в админке ставит галочку, что все норм.
  11. Бот отправляет кандидату макет на утверждение.
  12. Кандидат ставит галочку, что все норм.
  13. Дизайнер загружает печатную версию макета в специальную папку на Гугл Драйве.
  14. Отдел производства видит у себя в таблице ссылку на макет и отправляет в печать.

А можно было просто нанять в штаб армию верстальщиков =)

За кадром оставлю систему работы отдела производства, системы фандрайзинга и много чего еще. В один пост не впихнуть. Кстати, вот неполный отдел производства:

Подробнее на примере листовок

На обложке была фотография с квадрокоптера именно того округа, по которому выдвигались кандидаты. Все фотографии лежали в меня и у других дизайнеров на жестком диске с соответствующими названиями, чтобы XML сам подтягивал нужную картинку. Все дополнительные файлы (например, логотипы) лежали в отдельной папке.

Все макеты дизайнеры хранили на Яндекс.Диске, чтобы каждый мог по-быстрому что-то поправить в чужом макете. Пару раз пригодилось.

В каждой команде было разное количество кандидатов. Поэтому и шаблонов в Индизайне было на разное количество. В зависимости от количества кандидатов макет был на А3 или на А4. На пятерых, на четверых, на троих печатали на А3. На двоих и на одного — на А4. Еще листовок было два типа: для тех, кто всей командой шел от партии «Яблоко», и для всех остальных. Итого десять шаблонов.

Обратите внимание, что я создал файл Book, чтобы все стили можно было менять сразу во всех шаблонах одновременно. Да, макеты поначалу менялись довольно часто.

Файлы назывались во всей системе по единому принципу, чтобы не запутать ботов и людей. Пример: Куркино1_КA3_3ч_м1.indd. Расшифрую: Куркино, округ №1, Квадрокоптер (кодовое название листовки), формат А3 (важно для отдела производства), на троих кандидатов (важно дизайнеру, чтобы знать какой шаблон брать), тип шаблона №1 (значит, яблочная команда, просто так договорились).

С таким названием и приезжал архив с фотками и XML-файлом. Сам XML-файл выглядел примерно так:

Он знает, где у меня все лежит, и подтягивает все, что нужно, в нужные фреймы в макете. А знает он потому, что я просто сказал прогерам, какие пути использовать. У каждого дизайнера пути отличались, поэтому в таблице для скачивания архивов было несколько колонок:

Вернемся немного в начало. Я создал шаблоны в Индизайне, затем затегал нужные фреймы в панельке Structure. Потом экспортнул пустой XML со структурой и отдал его прогерам, они возвращали его уже с контентом.

Кстати, XML-шаблон был один на все типы шаблонов, по количеству кандидатов. Если макет был меньше, чем на пятерых, то лишние затеганые фреймы просто валялись на полях и никому не мешали. Так выглядела структура в Индизайне.

Например, для имен и фамилий я не тегал фрейм каждого кандидата. Тегнул первый, остальные просто связал. А в стиле сказал, чтоб каждый новый абзац (имя или фамилия) начинался с нового фрейма. И попросил прогеров отбивать абзацы энтером. Так было проще всем.

Страница создания листовки кандидатами. Слишком длинная, чтоб вставить её в этот пост. Там внизу еще адская система согласования текстов в команде. Листовка-то командная. Выход за размер или недобор по размеру — большая проблема в агитках на много человек. Тут помогало технологическое решение, которое чётко объясняло новичкам, как писать хорошие тексты, и не давало им выйти за лимиты.

А так выглядело общение с ботом:

Позже бот научился говорить о том, что изменились выходные данные в макете. Такое часто бывало, когда отдел производства менял типографии и даты:

Красота:

По такому же принципу делались газеты, открытки и подъездные плакаты. Только в газете было больше тегов.

Страница создания газеты, открытки (не уверен, что это последние версии, так как многое менялось уже в рабочей версии).

Визитки

Создание визиток для кандидатов было вообще полностью автоматизировано. Они просто скачивали готовый PDF из своего кабинета и сами шли печатать. Я сделал только шаблон. Шаблон не простой, а пригодный для печати. Мы не нашли ни одного плагина, который бы умел генерировать на сервере PDF для печати. То есть с припусками по 5 мм и метками реза. Но они же нам нужны! Пришлось просто заверстать их прямо в макете. Да, в типографии не могли их отключать при необходимости, когда делали спуск полос. Ну и что, это не так уж часто нужно было. Всего один типограф позвонил выразить недоумение.

Остальное боги-прогеры.

Выводы

Такая система сократила время создания макета во много раз. Точно сказать невозможно, это зависело от количества правок, как корректорских, так и кандидатских. Всего на кампании было четыре дизайнера. Я и три девушки, Люба и две Александры, которые помогали пару недель в самую жару, во время производства листовок и газет.

А все началось с того, что Кац повелел делать макеты автоматически, чтобы не нанимать армию дизайнеров. Несколько дней он получал ответ, что это невозможно, так как никто не знал, как это должно работать. В итоге первый тестовый XML-файл вышел из Индизайна после получаса гугления. Дальше колдовали прогеры.

По такой системе на создание одной листовки у дизайнера уходило примерно 5 минут, газеты — 15—20. Дальше все зависело от количества правок и хотелок кандидатов (логотип побольше, всё такое).

Пользуйтесь!

Про работу с текстом

7 сентября 2014, 21:06

В предыдущих сериях:
Как пользоваться виндоусом
Про облака
Как пользоваться браузером
Про клавишу Таб, Пробел и стрелочки

Вот создали вы документ на ГуглДоксе, молодцы. Печатаете, печатаете, решили что следующее слово будет жирным, окей, просто перед вводом нажимаете Контл+В (от слова Bold). Потом ещё раз ту же комбинацию и продолжаете писать обычным начертанием. Котрл+I — курсив, контрл+U — подчеркнутое. Эти же комбинации работают и с уже выделенным словом, предложением, текстом или одной буквой.

Эти комбинации не работают в Фтошопе, но стоит добавить к ним Шифт и они заработают.

В Ворде. Контрл+L — выравнивание текста по левому краю. Контрл+R — по правому. Контрл+Е — по центру. Для ГуглДокса просто добавим Шифт, для Фотошопа тоже. Вот этими ещё не привык пользоваться.

Выделение текста. Двойной клик мышки по слову — выделяет его. Тройной выделяет абзац. Котрл+А выделяет весь текст. Это работает практически везде, в браузере тоже. Работает не только с текстом, а вообще со всем. Будь то любые файлы в папочке или объекты на странице в Иллюстраторе.

А в Ворде есть ещё свои примочки. Один клик на левом поле выделяет строчку, которая справа от курсора. Двойной клик на левом поле выделяется абзац. Тройной — весь текст. Можно ещё зажать левую кнопку мыши и водить по левому полю вверх и вниз — будут выделяться строки пачками.

Выделение кусков текста без мышки. Это самое интересное. Котрл+А уже запомнили, думаю. А если нужно выделить слово, букву, предложение? Зажимаем Контрл с Шифтом и нажимаем стрелочки влево/вправо — так выделяются слова. Если оставить только Шифт+стрелочки, то будут выделяться буквы. Если оставить Контрл и стрелочки, то будем просто перемещать курсор по словам. Контрл+Шифт+стрелочка вверх/вниз — выделяет абзац. Контрл+вверх/вниз — прыгаем к началу абзаца. Шифт+верх/вниз — выделяются строки. Это так же работает почти в любой программе и браузере.